Электросат
menu
person

09:30
Тахометр с цифровой индикацией

Схема принципиальная Тахометр с цифровой индикацией

Главное отличие этого тахометра от многих описания, которых встречаются в литературе в том, что по способу измерения частоты вращения коленчатого вала автомобиля - это аналоговый прибор, но результат измерения отображается на трехразрядном цифровом табло. В журналах есть публикация, и которой описывается аналоговый тахометр на преобразователе частота - напряжение на таймере 555 и выход - светодиодный индикатор уровня на А277. Вход на таймере с возможностью  параметрической   регулировки коэффициента преобразования   меня вполне устроил, но выход - показания в виде столбика термометра с шагом в 500 оборотов  - категорически не подходит.   Поэтому входную часть на таймере я оставил, как есть, а индикатор сделал на основе цифрового измерителя  напряжения   с трехразрядном индикацией на микросхеме ICL7107 (аналог КР572ПВ2) и трехразрядном светодиодном индикаторе. Схема показана на рисунке.

Как  уже  сказано,  на  таймере 555 (D2) сделан преобразователь частота  напряжение. Вернее, формирователь импульсов фиксированной длительности, а сам преобразователь сделан на VT3. На вход от обмотки катушки  зажигании   поступают   импульсы, каждый  отрицательный   перепад  которых делает запуск таймера. После каждого входного импульса таймер D2 формирует один импульс длительность которого, установлена целью R11 С7 около 2 mS. Эти  импульсы   одинаковой длительности, но разной частоты поступают на базу транзистора VT3. В результате на эмиттере VТ3 получается импульсная последовательность, скважность которой зависит от частоты. Эта последовательность интегрируется в постоянное напряжение с помощью цепи R14-C10. Далее, полученное постоянное напряжение, величина которого пропорциональна частоте входного сигнала (частоте вращения коленчатого  вала)  поступает на    цифровой вольтметр постоянного тока на микросхеме D1. Микросхема D1 в схеме вольтметра включена необычно, питание осуществляется от источника имеющего общий минус с измеряемым напряжением. Такая схема точна менее обычной особенно при измерении напряжении менее 1V, но для данного случая её точности достаточно. На транзисторах VT1 и VT2 сделан стабилизатор  опорного  напряжения. Величину опорного  напряжения   точно  устанавливать не обязательно,  но необходимо, чтобы установленное значение было стабильным. Индикация трехразрядная на индикаторе из трех семисегментных светодиодных индикаторов.  Частота   вращения  индицируется  в тысячах и сотых долях  то есть  например 1000 об/мин отображается как «1,00» Схемы преобразователя частота - напряжение и вольтметра питаются от разных стабилизаторов А1 и А2. Таймер 555 можно заменить отечественным аналогом - КР100ВИ1, микросхему ICL7170 - отечественной КР572ПВ2 с любым буквенным индексом. Светодиодные индикаторы можно заменить любыми аналогичными (с общим анодом), как одиночными, так и модульными, но обязательно с выводами от каждой цифры (индикаторные панели, например от часов предназначенные для динамической индикации здесь не подойдут). Монтаж выполнен на макетной печатной плате («сито» с круглыми площадками), а индикаторы сделаны в виде выносного блока соединенного с основной платой 22-х проводным ленточным кабелем. Индикаторы расположены на лицевой части приборного щитка автомобиля, а плата - за приборным щитком.

Налаживание. Сначала нужно откалибровать вольтметр на D1. Для этого отпаяйте верхний по схеме вывод R16 и подпаяйте его к выходу A2. Подбором сопротивления R16 добейтесь, чтобы прибор показывал «5,00». Восстановите  соединение  R16. Теперь нужно установить коэффициент преобразования частота – напряжение.  Для автомобиля с трехцилиндровым мотором при входной частоте 50 Гц прибор должен показать "2 00".  Этих показании добиваются, подстраивая R13. Данный тахометр пригоден для любого бензинового     четырехтактного   двигателя  с любым числом цилиндров. Перед его налаживанием  нужно  определить  сколько  раз поступает импульс тока на обмотку катушки зажигания за один полный оборот коленчатого вала автомобиля. Сделать это можно контролируя искру визуально (или измеряя напряжение на первичной обмотке катушки зажигания) поворачивая при этом вал двигателя ключом. У  Жигулей» за один оборот будет две искры, а у нашей «японки» получилось три искры за два оборота (то есть, 1,5).  Чтобы узнать, сколько прибор должен показать при входной  частоте  50 Гц  (какой частоте вращения коленчатого вала соответствует входная частота  50 Гц) нужно  рассчитать по такой формуле N = (50 / М) • 60. где N - показания прибора при входной частоте  50 Гц, М сколько раз формируется импульс зажигания за один оборот вала двигателя. Таким образом (50 /1.5) • 60 = 2000, то есть на индикаторе «2,00» На основе этой схемы можно сделать приставку - тахометр для мультиметра. В этом случае используется только часть схемы на таймере D2, а напряжение с его выхода подают на вход мультиметра. Сопротивление R13 можно сделать несколько и переключать их в зависимости от числа цилиндров двигателя. При правильной настройке преобразования частота напряжение показания мультиметра в вольтах будут соответствовать тысячам оборотов в минуту (1000 об/мин = 1,00V).







Похожие материалы:

К сожалению, похожего ничего не нашлось!
Категория: Автоэлектроника | Просмотров: 10843 | Добавил: саня | Рейтинг: 0.0/0