Электросат
menu
person

11:38
Корректор угла опережения зажигания

Автор разработки: В.Петик, В.Чемерис

Схема принципиальная Корректор угла опережения зажигания

В настоящее время многие автолюбители проявляют повышенный интерес к устройствам электронного регулирования угла опережения зажигания (УОЗ) или октан-корректорам (ОК), которые позволяют на 5...10 % сэкономить топливо, получить максимальную мощность, снизить токсичность выхлопа, а также адаптировать двигатель к топливу различного качества. Существующие схемные решения имеют некоторые недостатки: — задержка производится на фиксированный период времени, что при разных оборотах вала двигателя соответствует разному УОЗ; — при построении схем задержки без фиксированного УОЗ значительно возрастает их сложность. С учетом вышесказанного нами разработан простой и эффективный ОК, в котором при любых оборотах вала двигателя УОЗ остается постоянным. Структурная схема ОК показана на рис.1. В основу его работы заложен факт пропорциональности задержки УОЗ периоду вращения вала. Последовательность импульсов, в которой в некоторых пределах необходимо произвести задержку положительного фронта, формируется прерывателем и поступает на вход схемы. При этом длительность паузы используется как опорная величина, которая фиксируется с помощью генератора опорной частоты G1 и реверсивного счетчика СТ, который при низком уровне на входе (плюс-минус 1) работает на увеличение счета (накапливание информации), а при наличии на том же входе высокого уровня — на уменьшение (считывание накопленной информации). В первом случае работает генератор G1, а во втором — генератор G2 (a G1 блокируется). Частоту G2 можно изменять. При равенстве частот G1 и G2 задержка УОЗ составляет 90 градусов, поэтому для обеспечения задержки до 30 градусов необходимо, чтобы частота G2 была в три и более раза выше частоты G1. По окончании счета, когда счетчик отдал всю накопленную информацию, на его выходе Р формируется сигнал, который устанавливает на выходе RS-триггера высокий уровень, блокирует работу счетчика и является задержанным выходным сигналом. В исходное состояние схема возвращается при приходе на се вход низкого уровня, который сбрасывает RS-триггер, и цикл повторяется.
Принципиальная схема ОК и диаграммы ее работы показаны на рис.2 и рис.3 соответственно. На входе схемы установлен фильтр низкой частоты на элементах R3, С3, который совместно с ячейками DD1.1, DD1.4, содержащими на входе триггеры Шмидта, исключает влияние дребезга контактов прерывателя на работу схемы. Генератор Gl собран на DD1.3, DD1.2, R7, G2 и дня исключения переполнения счетчиков DD2, DD3 при низких оборотах вала двигателя настроен на частоту 1 кГц. Генератор G2 собран на DD1.l, DD1.2, R4, R5, С1 и с помощью переменного резистора R4 может изменять свою частоту от 3 кГц до 90 кГц, что обеспечивает регулировку УОЗ от 30 градусов до 1 градуса соответственно. Счетчики DD2, DD3 включены каскадно, что позволило увеличить их общую емкость до 256 бит.
Счетчики сначала накапливают информацию о длительности замкнутого состояния контактов прерывателя, а после их размыкания считывают ее. При полном обнулении счетчиков на выводе 7 DD3 появляется кратковременный отрицательный импульс, который через DD4.3 переключает RS-триггер, собранный на DD4.2, DD4.4. На инверсном выходе триггера формируется сигнал блокировки счетчика DD2 и через DD4.1, R6, VT — выходной задержанный сигнал. Детали. Микросхему К561ТЛ1 можно заменить на К561ЛА7, но при этом после фильтра НЧ необходимо установить триггер Шмидта, собранный по любой известной схеме. Стабилитрон VD1 — любой на напряжение 5...9 В. Транзистор КТ972 можно заменить парой КТ3102, КТ815 (KT8I7). Конденсаторы C1, С2 необходимо выбрать однотипными или с одинаковым, как можно ближе к нулевому значению, ТКЕ. То же касается и резисторов R5, R7. Параллельно каждой микросхеме по шинам питания желательно установить керамический конденсатор емкостью 0,1 мкФ, а параллельно VD1 — танталовый электролитический конденсатор. Настройка. Для настройки генераторов необходимо установить щуп частотомера на вывод 4 микросхемы DD1. После этого на вход схемы следует подать низкий логический уровень и подобрать резистор R7 так, чтобы частота генератора составила 1 кГц. После этого — установить ползунок резистора R4 в нижнее по схеме положение, подать на вход высокий логический уровень и подобрать резистор R5 так, чтобы показания частотомера равнялись 90 кГц, что соответствует задержке УОЗ в 1 градус. В верхнем положении ползунка R4 частота генератора должна быть около 3 кГц, что соответствует задержке УОЗ в 30 градусов. При желании эту величину можно изменять в большую или меньшую сторону, изменяя номинал R4. После этого остается отградуировать шкалу резистора R4, который устанавливается на панели управления. Провода к нему желательно экранировать. Источник: В.Петик, В.Чемерис, журнал "Радиолюбитель". Схемы и статьи публикуются с разрешения редакции журнала.




Похожие материалы:

Категория: Автоэлектроника | Просмотров: 3128 | Добавил: vladnat4 | Теги: опережение, корректор, зажигание | Рейтинг: 0.0/0