Электросат
menu
person

10:29
Охранное устройство для мотоцикла

Автор разработки: М.Чуруксаев

Схема принципиальная Охранное устройство для мотоцикла

В предлагаемом варианте охранного устройства сигнальное устройство выполнено на цифровых микросхемах. Электрическая схема устройства приведена на рис.1.
В дежурный режим устройство включается с помощью переключателя SA1. После этого, если попытаться манипулировать рычагами управления мотоцикла, снять его с подножки или слегка ударить по корпусу, устройство подаст тревожный сигнал из 16 гудков. Затем снова перейдет в дежурный режим, если внешние воздействия прекратились. При ударе по корпусу мотоцикла сигнал с датчика BQ1 поступает на вход компаратора DA1. Порог срабатывания компаратора устанавливается резистором R2. Если амплитуда отрицательной полуволны сигнала с датчика BQ1 меньше падения напряжения на резисторе R2, транзистор VT1 остается закрытым, а выходное напряжение, снимаемое с его коллектора, близко к нулю. Если амплитуда отрицательной полуволны превышает падение напряжения на резисторе R2, на коллекторе транзистора VT1 появляются прямоугольные импульсы. Транзистор VT1 работает в режиме ключа, а диод VD1 увеличивает своим напряжением отсечки зону нечувствительности транзистора VT1. Операционный усилитель DA1 работает в режиме максимального усиления. Прямоугольные импульсы с коллектора VT1 поступают на вход S (вывод 8) триггера DD1, что приводит к переключению его в единичное состояние. На выводе 13 триггера DD1 устанавливается высокий уровень, а на выводе 12 — низкий. Высокий уровень на выводе 13 DD1 вызывает запуск генератора на элементах DD2.1, DD2.2, R10, С3. Прямоугольные импульсы с выхода генератора поступают на вход С (вывод 1) счетчика DD3. Низкий уровень с вывода 12 триггера DD1 поступает на вход R (вывод 13) счетчика DD3 и разрешает ему начать счет. Прямоугольные импульсы с вывода 3 счетчика DD3 периодически запускают звуковой генератор, собранный на элементах DD2.3, DD2.4, R11, С2. С выхода звукового генератора сигнал поступает на усилитель, собранный на транзисторах VT2, VT3, нагрузкой которого является динамическая головка ВА1. После того как на вход С (вывод 1) счетчика DD3 поступят 32 импульса, сигнал прозвучит 16 раз, а на выводе 12 счетчика появится высокий уровень, который конденсатором С1 преобразуется в короткий импульс на входе R (вывод 10) триггера DD1. В результате этого триггер DD1 переключается в нулевое состояние, на выводе 13 триггера устанавливается низкий уровень, который останавливает генератор на логических элементах DD2.1, DD2.2, а на выводе 12 триггера — высокий уровень, который обнуляет счетчик DD3. На выходе 3 счетчика DD3 появляется низкий уровень, и звуковой генератор на логических элементах DD2.3. DD2.4 останавливается. Устройство переходит в дежурный режим. Питание устройства осуществляется от аккумуляторной батареи мотоцикла. В дежурном режиме устройство потребляет 4 мА, а в рабочем — около 200 мА. Печатная плата изготовлена из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Чертеж печатной платы приведен на рис.2, расположение элементов — на рис.3.
Датчик BQ1 типа 3П-22 можно установить в любом месте мотоцикла или прямо на плате, расположив его над элементами. Выключатель SA1 необходимо установить на мотоцикле в место, известное только владельцу. Безошибочно собранное из исправных деталей, устройство начинает работать сразу. Резистором R2 регулируют его чувствительность после установки на мотоцикл. Устройство необходимо поместить в герметичную коробку. Диффузор динамической головки желательно пропитать водостойким лаком. В качестве датчика BQ1 можно использовать 3П-1. Микросхему К140УД1208 можно заменить на К140УД12. Микросхему К561ЛА1 можно заменить на К561ЛЕ5 без изменения схемы. Транзисторы КТ3107Б, КТ315Б, КТ817Б могут быть любыми из этих серий. Составной транзистор VT2, VT3 можно заменить одним КТ972Б. Диоды VD1, VD2, VD3 могут быть любыми из серий КД521, КД522. Стабилитрон КС212Ж заменяется на КС512А. Динамическую головку 3ГДВ-1 можно заменить на 2ГД-36, 4ГД56, 6ГДВ-2. Кнопочный выключатель SA1 — типа П2К. Источник: М.Чуруксаев, журнал "Радиолюбитель". Схемы и статьи публикуются с разрешения редакции журнала.




Похожие материалы:

Категория: Автоэлектроника | Просмотров: 2646 | Добавил: vladnat4 | Теги: устройство, охранное, мотоцикл | Рейтинг: 0.0/0