Электросат
menu
person

10:04
Звуковой маяк для велосипеда

Автор разработки: Н.Ячменев

Схема принципиальная Звуковой маяк для велосипеда

Предлагаемый звуковой маяк может быть очень полезен для любителей велосипедных поездок в лес за грибами и прочими дарами природы. Главная проблема в подобном мероприятии — это вполне реальная опасность потери велосипеда, пусть даже и пристегнутого велосипедным замком к подходящей елке. И хотя велосипед, как правило, в конце концов, удается отыскать, пережитый стресс и напрасно потраченное время полностью отбивают охоту совершать подобные вылазки. Чтобы разрешить эту проблему, после проработки нескольких вариантов было выбрано самое простое и недорогое решение в виде звукового маяка, схема которого приведена на рисунке.
На инверторах DD1.1, DD1.2 собран несимметричный мультивибратор, вырабатывающий управляющие импульсы, длительность низкого уровня которых — около 2 с, высокого уровня — около 50. Импульсы подаются на вход второго мультивибратора (DD1.3, DD1.4), генерирующего тональный сигнал частотой 1,5...2,5 кГц во время низкого уровня на выходе первого, т.е. получается 2 с тона и 50 с паузы. Транзистор VT1 усиливает сигнал до необходимой мощности. Правильно собранное устройство не нуждается в настройке. Однако частоту тона желательно подобрать на слух с помощью временно припаянного переменного резистора 100 кОм взамен R3. Частоту тона желательно установить равной одной из резонансных частот примененного громкоговорителя в области 1,5...2,5 кГц. На слух такой сигнал напоминает довольно громкий свист. Маяк можно использовать как дорожный сигнал. С этой целью предусмотрена сдвоенная кнопка SB1, которая устанавливается на руле велосипеда. Детали и конструкция. В качестве DD1 можно использовать К561ЛЕ5, К176ЛЕ5 (при Епит = 9 В). Диоды VD1, VD2 — любые кремниевые маломощные из серий Д220, Д223, КД102, КД503 и другие. Выбор типа конденсатора С1 определяется необходимостью минимальности тока утечки, поэтому предпочтительно применять К53-1, К53-4, ЭТО, К52-1. Учитывая дефицитность перечисленных типов конденсаторов, возможно использование других типов (К50-6, К50-35 и проч.). Однако в этом случае может потребоваться его подбор по току утечки, который не должен превышать 3...4 мкА при Uраб = 9 В. Конденсатор С2 — KM, К10-7, К10-17 и т.п. Транзистор VT1 можно заменить на любой мощный р-n-р с Вст не менее 80 (КТ814, КТ837, КТ818 и другие). В качестве громкоговорителя ВА1 пригодна любая динамическая головка мощностью не менее 0,25 Вт и сопротивлением не менее 8 Ом. В качестве GB1 хорошо подходит аккумуляторная батарея 7Д-0,1, но возможно применение других источников питания с напряжением 4,5...12 В. Монтаж устройства можно выполнить как навесным, так и печатным способом, важно только обеспечить надежное крепления элементов и влагозащищенность путем покрытия платы и выводов элементов 2-3 слоями лака. Корпус можно использовать готовый — от портативного радиоприемника с встроенным громкоговорителем и готовым батарейным отсеком. Возможно использование штатной или дополнительной велосипедной "кобуры" для инструментов. Необходимо только принять меры против слишком легкого съема маяка с велосипеда, а сохранность самого велосипеда обеспечить традиционным способом, т.е. обычным замком. Можно, конечно, путем неизбежного усложнения устройства добавить ему и функции противоугонного сигнализатора. Однако и в таком исполнении представленное устройство показало себя на практике (уже второй сезон) довольно неплохо. Вопреки ожиданиям, ежеминутные посвистывания маяка в лесу совершенно не раздражают владельца (и при наличии — окружающих), а наоборот, сильно облегчают ориентирование, особенно, в пасмурный день.

Источник: http://Звуковой,маяк,велосипед



Похожие материалы:

К сожалению, похожего ничего не нашлось!
Категория: Автоэлектроника | Просмотров: 2083 | Добавил: vladnat4 | Рейтинг: 0.0/0