Электросат
menu
person

10:35
Радиоохранное устройство автомобиля

Автор разработки: В.Кравчук

Схема принципиальная Радиоохранное устройство автомобиля

Не все могут себе позволить установку дорогих охранных систем импортного производства. Для охраны автомобилей, находящихся у подъездов домов, во дворах, предназначено предлагаемое радиоохранное устройство. На рис.1 приведена структурная схема устройства. Сигнал с датчика 1 поступает на усилитель 2 и запускает одновибратор 3, который на время длительности импульса разрешает работу генератора-модулятора. Происходит модуляция ВЧ-сигнала и передача сигнала тревоги в эфир.
Подробно работу радиоохранного устройства рассмотрим по схеме, показанной на рис.2.
В дежурном режиме ВЧ-генератор передает только несущую. На нее надо настроить радиовещательный приемник УКВ-диапазона. Точная настройка определяется по пропаданию шумов. Датчиком, реагирующим на различные удары, толчки, является обычный капсюль ДЭМШ-1А, закрепленный на кузове автомобиля. Слабый электрический сигнал с микрофона через разделительный конденсатор С1 поступает на вывод 3 операционного усилителя DA1. Коэффициент усиления задается переменным резистором R3. Далее с выхода ОУ усиленный сигнал поступает на вход одновибратора DD1. Стабилитрон VD1 ограничивает выходное напряжение ОУ на уровне 5,6 В. Входная схема с триггером Шмидта микросхемы К155АГ1 обеспечивает надежный запуск по переднему фронту даже при медленно нарастающем напряжении на этом входе. Для получения выходного импульса одновибратора длительностью около 10 с, чтобы не использовать конденсатор С5 очень большой емкости, в схему введен дополнительный транзистор VT1. Напряжение 5 В для питания микросхемы DD1 и времязадающих цепей подается со стабилизатора DA2. С инверсного выхода 1 DD1 отрицательный импульс поступает на базу транзистора VT2, являющегося одновременно и инвертором, и преобразователем уровня сигнала с ТТЛ до КМОП. Таким образом, после закрывания VT2 высокий уровень сигнала с его коллектора разрешает работу генератора частотой около 1 Гц, собранного на элементах DD2.1 и DD2.2. Он, в свою очередь, запускает второй генератор частотой около 1 кГц. собранный на DD2.3 и DD2.4. Далее сигнал с вывода 11 DD2 через резистор R13 поступает на вход ВЧ-генератора на транзисторе VT3 и модулирует его. Режим транзистора по постоянному току задается резисторами R14, R15. С колебательного контура С9, L1 ВЧ-сигнал через катушку связи L2 поступает в антенну. Таким образом, при прикосновении к автомобилю, попытках его вскрытия, снятия колес или эмблем в радиоприемнике, настроенном на частоту ВЧ-генератора, раздастся прерывистый звуковой сигнал длительностью около 10 с. После этого радиоохранное устройство переходит в ждущий режим при отсутствии сигнала с датчика или повторно запускается и подает сигнал тревоги. Частота ВЧ-генератора стабилизирована кварцевым резонатором ZQ1 и находится в отечественном УКВ-диапазоне 64...75 МГц. Осциллограммы в контрольных точках радиоохранного устройства изображены на рис.3.
Детали и конструкция. Все детали, за исключением датчика, размещены на односторонней печатной плате размерами 55 x 100 мм. Все резисторы — МЛТ-0,125, а переменный резистор R3 — СП4-1. Электролитические конденсаторы — К50-35, К53-35, остальные — КМ-6. ОУ КР140УД608 может быть заменен на КР140УД708, К140УД6, К140УД7, КР544УД2. Вместо интегрального стабилизатора КР142ЕН5В можно применить параметрический стабилизатор на транзисторе и стабилитроне. L1 содержит 5,5 витков посеребренного провода диаметром 0,6 мм. L2 — 3 витка ПЭЛ 0,41. Диаметр каркаса — 5...6 мм. В качестве VT1, VT2 подойдут любые ВЧ-транзисторы соответствующей структуры, VT3 — КТ325, КТ355, КТ368 с любым буквенным индексом. Плата размещена в корпусе из полистирола. На боковой панели расположен переменный резистор, выключатель питания, разъемы для подключения питания, датчика, антенны. В заключение хотелось бы напомнить, что по существующим нормам максимальная выходная мощность передатчика не должна превышать 10 мВт. Но и этого вполне достаточно, чтобы радиус действия радиоохранного устройства на короткую антенну длиной 10...20 см из салона автомобиля достигал 60...70 метров. Источник: В.Кравчук, журнал "Радиолюбитель". Схемы и статьи публикуются с разрешения редакции журнала.




Похожие материалы:

Категория: Автоэлектроника | Просмотров: 2992 | Добавил: vladnat4 | Теги: устройство, Автомобиль, радиоохранное | Рейтинг: 0.0/0