Электросат
menu
person

09:19
Карманный пробник автолюбителя

Автор разработки: В.Вершинин

Схема принципиальная Карманный пробник автолюбителя

Пробник автолюбителя позволяет определить наличие переменного или постоянного напряжения величиной от 3 до 30 вольт, прозвонить электрические цепи с сопротивлением до 40 кОм. Заряжается пробник от источника постоянного или переменного тока напряжением от 10 до 30 вольт. Время заряда конденсатора пробника напряжением 12,5 вольт составляет не более 10 секунд, а время непрерывного разряда — не менее 40 секунд. Особенностью этого пробника является то, что с его помощью можно контролировать напряжение автомобильного или мотоциклетного аккумулятора, заряженного до оптимального напряжения 12,5 вольта. При подключении пробника к автомобильному аккумулятору происходит заряд конденсатора С1 и загорается зеленый светодиод. Конденсатор C1 будет заряжаться до напряжения аккумуляторной батареи, но не выше 12,5 вольта (напряжение стабилизации стабилитрона VD1 + падение напряжения на диоде VD2). Если напряжение аккумулятора будет выше 12,5 вольт, то после заряда конденсатора до напряжения 12,5 вольт откроется стабилитрон VD1, и через него потечет ток — зеленый светодиод будет гореть. Если же напряжение аккумулятора будет меньше 12,5 вольт, то после заряда конденсатора С1 стабилитрон VD1 не откроется, и зеленый светодиод HL1 потухнет. Если зеленый светодиод и после заряда конденсатора будет продолжать гореть в полный канал, значит аккумулятор перезаряжен и, возможно, неисправен регулятор напряжения генератора автомобиля. Чтобы провести повторное измерение напряжения аккумулятора, необходимо частично разрядить конденсатор C1 пробника, для чего достаточно поменять полярность подключения пробника к аккумулятору на 5 — 10 секунд. При этом на пробнике загорится красный светодиод HL2.
Таким образом, с помощью пробника автолюбителя можно контролировать напряжение автомобильного аккумулятора с погрешностью не превышающей плюс-минус 5% и проводить своевременное его обслуживание. При подключении пробника к источнику переменного тока напряжением 3 — 30 вольт загорятся оба светодиода. Для наглядности функции пробника автолюбителя занесены в таблицу.
Все детали пробника смонтированы на плате из одностороннего фольгированного стеклотекстолита или гетинакса толщиной 1,5 мм и габаритными размерами 71 х 27 мм. Размещение деталей пробника на плате и рисунок печатной платы приведены на рис.3. Смонтированная плата размещается в пластмассовом корпусе размерами 75 х 32 х 19мм. В корпусе должно быть два отверстия для светодиодов и два — для вывода щупов. Плюсовой щуп изготовлен из латунного прутка диаметром 2,4 мм и длиной 60 мм, на него надевается пластмассовая и втулка длиной 35 мм, и щуп крепится непосредственно к плате с помощью пайки. Второй щуп изготовлен аналогично щупу от тестера и соединен с платой гибким многожильным изолированным проводом длиной 50 — 70см, который припаивается к плате в точке 2.
R пробнике применен стабилитрон КС222Ж, который можно заменить на КС220Ж или КС522А, а стабилитрон КС211Ж — на Д814Г, но он имеет большой разброс напряжения стабилизации, поэтому из этой серии нужно отобрать такой, у которого этот параметр находится в пределах от 10,7 до 11 вольт. Диоды КД103А можно заменить любыми из серий КД103 или КД102. Источник: В.Вершинин, журнал "Радиолюбитель". Схемы и статьи публикуются с разрешения редакции журнала.




Похожие материалы:

Категория: Автоэлектроника | Просмотров: 4623 | Добавил: vladnat4 | Теги: пробник, автолюбитель | Рейтинг: 0.0/0