10:21 Регулятор напряжения для мотоцикла | |
Автор разработки: М.Чуруксаев Схема принципиальная Регулятор напряжения для мотоциклаПредлагаемый регулятор напряжения предназначен для замены промышленного регулятора напряжения 33.3702, устанавливаемого на мотоциклы "Урал". Регулятор точно поддерживает напряжение на уровне 13,8 В, что позволяет обеспечить оптимальный режим эксплуатации аккумуляторной батареи. Регулятор (рис.1) состоит из ключа на транзисторах VT1, VT2, устройства сравнения DA1, источника образцового напряжения VD1, R5 и входного делителя на резисторах R1...R4. Резистором R3 устанавливают порог срабатывания устройства сравнения. Резистор R6 обеспечивает небольшой гистерезис, не позволяя ключевым транзисторам перейти в линейный режим. Диод VD3 защищает от пробоя индуктивным напряжением транзистор VT2 во время его закрывания. При включении зажигания напряжение + 12 В от аккумулятора подается на разъем Ш (обмотку возбуждения генератора) и на ЛК (контрольную лампу). После запуска двигателя, с увеличением числа оборотов вала генератора, увеличивается бортовое напряжение, а значит, и напряжение на инвертирующем входе ОУ. Как только оно становится равным напряжению на неинвертирующем входе, ОУ переключается и закрывает транзисторы VT1, VT2. Закрывание VT2 вызывает прекращение тока через обмотку возбуждения генератора, и напряжение снижается. Это приводит к переключению ОУ и открыванию транзисторов VT1, VT2 и т.д. Контрольная лампа при этом мигает, что указывает на правильную работу регулятора. Регулятор собран на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита (рис.2). Размеры платы и отверстия для ее крепления соответствуют плате регулятора 33,3702. Расположение деталей приведено на рис.3. Транзистор VT2 необходимо установить на небольшой теплоотвод непосредственно на плате. Собранное устройство монтируют в корпусе промышленного регулятора. Поверхность возле отверстия М3 для крепления платы необходимо зачистить наждачной бумагой для обеспечения хорошего контакта между корпусом и печатным проводником. Наладку устройства проще всего производить прямо на мотоцикле. Для этого движок подстроенного резистора R3 устанавливают в среднее положение. Запускают двигатель. Вольтметром контролируют напряжение на аккумуляторе. При оборотах двигателя выше холостых, напряжение на зажимах аккумулятора устанавливают равным 13,8 В с помощью подстроенного резистора R5. Добавляя обороты и включая фару, убеждаются в том, что напряжение остается равным 13,8 В. Только на холостых оборотах и при выключенном двигателе бортовое напряжение должно быть равно напряжению аккумулятора. После регулировки подстроечный резистор R3 стопорится краской. Закрепите регулятор на мотоцикле, обеспечив надежный контакт с корпусом. Наладку устройства можно производить и перед установкой на мотоцикл. Для этого его подключают к источнику питания с плавной регулировкой напряжения в пределах 12...15 В. К клеммам "ЛК" и "Корпус" подключают лампочку (А12-1). С помощью R3 регулируют устройство таким образом, чтобы лампочка гасла при достижении 13,8 В и загоралась при меньшем напряжении. Вместо указанных, в регуляторе могут быть использованы другие элементы. Транзистор КТ817Б заменяется на КТ315, а КТ818Б — на КТ816. Диод КД522Б заменяется на КД521, КД522, а КД209А — любым из этой серии. Стабилитрон Д814А заменяется любым с напряжением стабилизации 7...8 В. Источник: М.Чуруксаев, журнал "Радиолюбитель". Схемы и статьи публикуются с разрешения редакции журнала.Похожие материалы: | |
|