10:02 Защита автомобильных ламп | |
Автор разработки: С.Стефанов Схема принципиальная Защита автомобильных лампУ ламп накаливания существенно различаются сопротивления в выключенном (холодном) и включенном (рабочем) состояниях. Для галогенных ламп эта величина меняется от 0,2 Ом примерно до 2 Ом. Именно в начальный момент работы лампы возникает токовая перегрузка, которая сокращает ее "жизнь". Предлагаемая схема представляет собой сдвоенное электронное реле времени, которое включает дополнительный резистор только в момент включения ближнего (дальнего) света. Реле реализовано на интегральных таймерах NE555 (D1 и D2). Каждый из таймеров включен как генератор единичного импульса продолжительностью ti = 1,1 х R х C, где R и С — элементы, подключенные к выводам ИМС 7 и 6 соответственно. Схема работает следующим образом (на примере одного из каналов). При включении, например, ближнего света, на ИМС D2 поступает напряжение питания, и она генерирует импульс длительностью около 1 сек. Реле К, управляемое D2 через диод VD1, размыкает нормально замкнутый контакт, шунтирующий резистор R5, который подключается последовательно лампам и ограничивает начальный ток через них. По окончании импульса схема возвращается в исходное состояние, и на лампы подается все напряжение бортовой сети. Монтаж схемы сводится к следующему: 1. Устройство устанавливается на подходящее место вблизи одной из фар. 2. Минусовый кабель (обычно черного цвета) отсоединяется от разъема "дальний/ближний" и от каждой из фар (клеммы "массы" ламп на рисунке). 3. Минусовые клеммы разъема соединяются с устройством и корпусом автомобиля через соответствующие клеммы колодки кабелем сечением 2,5 мм2. 4. От клемм для дальнего и ближнего света разъема "дальний/ближний" обеих фар на электронное реле подается напряжение питания. Достоинства предлагаемого решения: - схема потребляет энергию (40/4 мА) только при включении фар; - возможный выход из строя устройства не влияет на работу фар; будет отсутствовать только режим "мягкого включения"; - индивидуальная настройка задержки включения ближнего и дальнего света резисторами R2 и R4, а также силы света в период "мягкого включения" — с помощью R5; - легкий монтаж/демонтаж — за несколько минут восстанавливаются минусовые клеммы в разъеме. Реле К — TGL920-9984 (12 В/550 Ом; коммутируемый ток 10 A); R5 — резистор СПМ (проволочный). Схема проверена на практике и может быть использована без изменений в автомобиле с электрической сетью 12 В и минусом на корпусе. Монтаж — объемный; на плате устанавливается реле, которое и играет роль корпуса. Резисторы R1...R4 — типа РПМ 0,125 Вт, конденсаторы — неполярные. Источник: С.Стефанов, журнал "Радиолюбитель". Схемы и статьи публикуются с разрешения редакции журнала.Похожие материалы: | |
|