19:03 Feedback для мыши | |
Схема принципиальная Feedback для мышиВ терминологии Logitech это iFeel – выдача вибрации различной амплитуды и ритма. Как–то, начитавшись обзоров, купил Logitech iFeel MouseMan и попробовал играть – большего разочарования трудно представить. Мышь тяжелая, неудобная, iFeel невыразительный. Через полчаса заболела кисть, чего никогда не случалось. Это было давно и я благополучно забыл этот страшный сон. Недавно мне попался на глаза виброзвонок от какого–то сотового телефона и появилась мысль – получить аналогичный эффект, но без жутких драйверов Immersion. Сделал схему, фильтрующую НЧ составляющие и отправляющую их на виброзвонок.
Схема состоит из двух частей – фильтр низких частот (ФНЧ) на первой половине LM358 и усилителя-выпрямителя на второй половине LM358. ФНЧ выполнен на C3, R3, C4, R4; цепь R1, R2, C1 задает смещение 1/2 питания для нормальной работы фильтра. Резистором R9 регулируется уровень сигнала. Конденсатор C2 снимает постоянную составляющую и на вход выпрямителя приходит переменное напряжение с нулем на земле. Это весьма удобно, т.к. надо получить на выходе не переменный, а выпрямленный сигнал. Выпрямитель берет обратную связь с выхода, что уменьшает вредоносное влияние виброзвонка. У меня применен виброзвонок с внутренним сопротивлением по постоянному току 30 Om, рабочее напряжение 3V. Выпрямленное напряжение не сглаживается конденсаторами и это сделано специально – так меньше инерционность и как–то сказывается ритм, форма и частота на характер вибрации. Конденсаторы и резисторы могут быть любыми, только C3 должен быть с малым током утечки, т.е. не электролитический. Транзистор Q1 любой npn, Q2 любой pnp но с "средним" током коллектора (0.3–2A). Совсем слаботочный на Q2 лучше не ставить, ведь он обеспечивает ток виброзвонка. Сам виброзвонок на 3–5V с не очень большим током, ведь мощность USB не беспредельна. У меня вся схема размещена в самой мышке, регулятор уровня внизу слева и не мешает игре, что удобно для регулировки во время игры. Виброзвонок приклеен к внутренней стороне верхней крышки mouse, там же и схема. Прижим виброзвонка может не дать надежного механического соединения, ведь уровень вибрации весьма значителен. При добавлении схемы общий вес мышки практически не изменился. Когда-то давно я удлинил кабель мышки плетеным поводом, теперь один из этих поводков использован под передачу audio-сигнала. Плетеный провод я делал потому, что так провод мягче и почти не заметен при игре. Для подключения к звуковой плате придется сделать переходник-удлинитель и с него снять сигнал в мышку. Можно взять с левого или правого канала, а можно с их полусумм – я поставил по резистору в 10K в каждый выход (левый и правый), а среднюю точку подключил к mouse. Провод от звуковой карты к мышке лучше вести экранированным кабелем, его экран заземлить на стороне звуковой карты и ни в коем случае не соединять с землей мышки! Если это не выполнить, то можно получить большой уровень шумов и помех в звуковой карте.
У приведенного способа масса недостатков: Некоторые достоинства: Есть игры, в которых эффект вибрации лучше, а есть те, где "неудачно". К первым я бы отнес UT и UT2003, остальные "по–разному". Рекомендация – делайте уровень громкости музыки в 2 раза тише эффектов, тогда музыка не будет вызывать вибрации. Кстати, попутно получился интересный эффект – когда в Хром'е я зашел в машинный зал с постоянно лязгающими агрегатами, то мышка начала вибрировать. Схема собрана несколько дней назад и когда у меня ее брали посмотреть, то явственно почувствовал, как "чего–то не хватает". Такой пустяк, а уже привык. Для дальнейшего развития надо попробовать заменить виброзвонок на вибродинамик. Это линеаризует уровни вибрации и сами вибрации станут "правильнее", но вызывает тревогу возможный вес конструкции. Похожие материалы: | |
|